Адрес:
27, Бакалинская ул. Уфа, 450047, Россия
1920 E, Hallandale beach blvd suite 600, Hallandale, FL, 33009, USA
юридические услуг, консультационно-информационные услуги по вопросам безопасности, услуги по сбору информации, услуги по проверке биографических данных, частные расследования
Задать вопрос

Основные понятия промышленного шпионажа

Основные понятия промышленного шпионажа

Понятие безопасности в отечественной литературе многозначно. Единого подхода к определению этой категории в общем смысле еще не выработано. На практике эта ситуация приводит к тому, что специалисты, рассуждая о безопасности, часто говорят о конкретных прикладных понятиях: государственная, экономическая или информационная безопасность. В «Толковом словаре» В. И. Даля безопасность определяется как «отсутствие опасности, сохранность, надежность». В словаре С. И. Ожегова безопасность трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности». Это определение безопасности актуально до сих пор. На основе этих представлений формировалась как доктрина национальной безопасности, так и методологическая основа общественной безопасности. С конца 1990-х годов начал развиваться новый деятельный подход к определению сущности категории безопасности, рассматривающий ее как непрерывный и динамичный процесс.

Под экономической безопасностью предприятия в этом случае обычно понимают состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования компании.

Дальнейшее развитие управленческой мысли в России, очевидно, должно принести осознание ключевой роли аналитической составляющей менеджмента, т. е. функции обеспечения менеджеров актуальной, специально ориентированной на принятие решений информацией о внутренней и внешней среде фирмы. Именно в этих целях используется такой инструмент менеджмента, как деловая разведка.

Таким образом, рынок кроме внутренней проработки проблем требует сил и средств для разведки, сбора и обработки многочисленных источников внешней информации. К настоящему времени написано много книг и статей, представлено много терминов: конкурентная разведка, промышленный шпионаж, маркетинговая разведка, бенчмаркинг, деловая разведка.

Шпионаж предполагает передачу, похищение или сбор сведений, составляющих государственную или военную тайну, поэтому промышленным шпионажем должны заниматься соответствующие органы, уполномоченные на это государством. Необходимо отметить, что разведка и шпионаж – схожие понятия только в русском языке, а business intelligenсe и industrial espionage – абсолютно не совпадающие вещи. 

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.

Основное предназначение промышленного шпионажа — экономия средств и времени, которые требуется затратить, чтобы догнать конкурента, занимающего лидирующее положение, либо не допустить в будущем отставания от конкурента, если тот разработал или разрабатывает новую перспективную технологию, а также чтобы выйти на новые для предприятия рынки.

Это справедливо и в отношении межгосударственной конкуренции, где к вопросам экономической конкурентоспособности добавляются и вопросы национальной безопасности.

Основное отличие промышленного шпионажа от конкурентной разведки в том, что промышленный шпионаж нарушает нормы законодательства, прежде всего, уголовного, тогда как конкурентная разведка этого делать не может.

Промышленный шпионаж остаётся, и будет оставаться мощным инструментом государственных разведок, предназначение которых — прямое нарушение законов иностранных государств в интересах и по поручению своей страны.

На уровне предприятий в последнее время всё чаще делается выбор в пользу конкурентной разведки, т. к. предприятие не имеет полномочий государственных разведок, поэтому в случае провала операции промышленного шпионажа рискует быть привлеченным к уголовной ответственности, а также понести «репутационные риски».

По мнению ряда исследователей, во многих случаях предприятия малого и среднего бизнеса к промышленному шпионажу прибегают потому, что не обучены методам конкурентной разведки, а зачастую и вообще не знают об их существовании. В ситуации, когда необходимость выживания или повышения конкурентоспособности существует объективно, а о наличии законных методов достижения результата предприятие не информировано, часть компаний встает на путь промышленного шпионажа. В связи с этим, общества профессионалов конкурентной разведки всего мира включают в свои задачи просветительские функции.

В нашей стране промышленный шпионаж осуществляется в целях:

  • овладения рынками сбыта (клиентами);
  • подделки товаров;
  • дискредитации или устранения (физического или экономического подавления) конкурентов;
  • срыва переговоров по контрактам;
  • перепродажи фирменных секретов;
  • шантажа определённых лиц;
  • создания условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций).

К признакам, характеризующим промышленный шпионаж, относятся:

  • субъект (кто может заниматься данным видом деятельности);
  • предмет (на что посягает промышленный и иной шпионаж);
  • способ, средство (действия, с помощью которых осуществляется овладение закрытыми сведениями);
  • адресат (кто выступает заказчиком).

Субъектами промышленного (коммерческого) шпионажа могут быть граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке. Поиск и овладение промышленной, коммерческой информацией осуществляется, в одних случаях, по заданию заказчика, в других - по собственной инициативе для последующей ее продажи заинтересованным лицам.

Следующим признаком, характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е. информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования, бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий и учреждений.

Определённые трудности возникают при определении промышленной тайны предприятий, фирм, компаний со смешанным капиталом. Например, частный и государственный капитал; государственный и иностранный частный капитал; отечественный и иностранный частный капитал. Неизбежно столкновение интересов нашего и иностранного собственника, как между собой, так и с государством. В последнем случае необходимо учитывать наличие государственной (военной) тайны, служебной тайны, иных сведений, определяемых уголовным законом, а также промышленную тайну. Посягательство на секреты государственных предприятий и учреждений преследуется уголовным законом, тогда как предпринимательские секреты уголовным законом не защищены.

Следующим признаком промышленного шпионажа является способ его осуществления. Действия по завладению информацией проходят скрытно (тайно) от окружения, путем их хищения, сбора, покупки, выдачи. Не исключается и уничтожение, искажение или саботирование по использованию информации. Цель - не дать владельцу возможности использовать ее для получения выгоды, быть конкурентоспособным.

Бенчмаркинг (benchmarking) в переводе с английского языка подразумевает сравнение эффективности системы с каким-то установленным, принятым значением.

Просмотр терминологических источников, толковых словарей позволяет сделать вывод, что слово «разведка» означает повседневную обязанность человека, занимающегося любого вида деятельностью, так как он должен знать, что, для чего, почему и как поступать в конкретных ситуациях, возникающих в процессе решения тех или иных задач. Об этом же свидетельствуют группы синонимичных слов, связанных с понятием «разведка».

При определении понятия «разведка» будем следовать подходам, принятым в отечественных словарных источниках, в которых разведка определяется как:

  • вид деятельности, связанной с исследованием (обследованием) чего-нибудь со специальной целью;
  • действия, осуществляемые отдельными людьми и группами людей для получения требуемой информации о явления и объектах, входящих в сферу их профессиональных интересов;
  • организации (организационные единицы), ведающие специальным изучением различных аспектов любых явлений, связанных с наукой, производством, экономикой, политикой, войной и общественными отношениями внутри страны и за ее пределами в рамках задач, решаемых этими организациями;
  • совокупность приемов и методов изучения объектов и явлений, входящих в сферу интересов конкретных людей, профессиональных групп и организационных единиц.

Исходя из базовых понятий слова «разведка», определим далее термины: маркетинговая, конкурентная и деловая разведка.

Маркетинговая разведка – понятие очень широкое: слово «маркетинг» подразумевает не только изучение конкурентов, но и продвижение продукта, рекламу, ценообразование, начиная с начальной стадии разработки продукта до его продажи. Однако отсутствие различий между разведкой и маркетингом можно постулировать, только если считать маркетингом всю работу фирмы с внешней информацией. С практической точки зрения это нецелесообразно.

Конкурентная разведка (competitive intelligence) – это узкое направление деловой разведки, которое отвечает основной цели: построению системы взаимоотношений с конкурентами, т. е. создания комплекса мероприятий по получению и обработке данных о конкуренте: имущественных, финансовых и управленческих ресурсах, возможностях и уязвимости, а также об оперативных и стратегических планах.

К средствам получения секретов относятся различные технические системы. Если у нас пока основными владельцами разведывательных технических средств являются специальные государственные органы (службы), то на Западе они находятся в пользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использовать средства электронной разведки в получении необходимой информации. Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от информации, которую намеревается получить субъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан, третий - сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый - снят кинокамерой и т.д.

Теги бенчмаркинг шпионаж конкурентная разведка деловая разведка
Для связи с нами:
График работы:
МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ ВАС
24/7
Адрес:
27, Бакалинская ул. Уфа, 450047, Россия
1920 E, Hallandale beach blvd suite 600, Hallandale, FL, 33009, USA
Яндекс.Метрика